— Александр, Клубный Мундиалито в этом году получился очень насыщенным. Какие эмоции у вас остались по окончании?
— Эмоции самые положительные. Да, турнир был необычного формата, даже для пляжного футбола промежуток между матчами был минимальным. Поэтому сейчас кажется, что соревнования длились не два дня, а пять-шесть, как мы привыкли. Полуфинал и финал получились очень высокого уровня, с плотной борьбой, с хорошим драматизмом. Эмоций вагон, эмоций положительных, и приятно на такой ноте заканчивать сезон.
— На что вы как тренер делали акцент при подготовке к матчам в таком плотном графике?
— Во-первых, хочу сказать, что мы хорошо были готовы к турниру, поэтому очень переживали, как бы его не отменили совсем. Команда провела хорошую, качественную подготовку, ребята были в очень хорошем тонусе. Поэтому акцент я делал на том, что нужно потерпеть и на морально-волевых сыграть два дня без полноценного восстановления. С учетом нашей готовности старались не расслабляться после победы в каждом отдельном матче, держать себя в тонусе, как будто матч не заканчивался. Могу сказать, что по большому счету это получилось, не было психологических провалов, ям по ходу матчей. В решающих матчах ребята очень хорошо отработали.
— «Брага» за 2 года провела в Москве 10 матчей и проиграла только один. Но в финале показалось, что уверенности в своих силах им не хватало. Так ли это? И в чем ваш главный секрет победы над «Брагой»?
— Не могу сказать, что они проиграли за счет психологии. Мы были сильнее по игре, даже в первом тайме, который проиграли по счету. Возможно, сказалось то, что физически мы были готовы очень хорошо, но и в целом игра нам давалась. В этом турнире мы показали содержательную игру, а игроки «Браги», сумасшедшие мастера, создавали отдельные эпизоды, но цельной картины у них не получилось. Так что по игре мы были сильнее, а вот психологически было очень тяжело. У игроков «Браги» психология победителей, и даже когда у них ничего не получалось, она гнала их вперед. Даже при счете 6:4 за 20 секунд до конца матча все равно нам было очень тяжело. Они оказывали серьезное давление. Психологически «Брага» билась до конца, и приятно, что мы выстояли. Но, если смотреть по игре, то мы могли бы выиграть и с более крупным счетом.
— Как повлияли на игру два удаления у «Браги»? Против «Локомотива» было много нарушений правил, вы советовали ребятам где-то вынуждать соперника фолить?
— Мы старались играть в быстрый футбол, и у нас это получалось. Соперники же не всегда успевали, поэтому и нарушали правила. Мне кажется они понимали, что по игре не доминируют, и начали нервничать. И красная карточка Лео Мартинса, и первая желтая карточка Фелипе — это следствие нервов. Они были, видимо, раздосадованы, что игра идет не так, как они планировали. К тому же, конечно, накопилась усталость, так как это был второй матч за день.
Что касается игры, мы здорово реализовали первое большинство, а во второй раз я думал лишь о том, чтобы не пропустить в большинстве, потому что это могло перевернуть игру. Соперник проигрывал и рисковал, а уровень исполнителей у них такой, что даже втроем они могут решить эпизод. И когда закончилось время в большинстве, у меня было больше чувства облегчения, чем разочарования. Мы сохранили преимущество в счете, и не дали сопернику возможность перехватить преимущество психологическое.
— Во второй день турнира на трибуны допустили болельщиков. Их было немного, но они поддерживали достаточно активно. Ощущали эту поддержку?
— Да, безусловно, ощущали. Большое спасибо всем, что пришли, ведь попасть на матч с учетом ограничений и требований было непросто. Остается только пожалеть, что из-за эпидемиологической ситуации не было возможности заполнить трибуны целиком. Интерес к турниру был очень большой, и, я думаю, с этим не возникло бы проблем, если бы не введенные ограничения.
— Швейцарец Филипп Борер, игравший за «Локомотив» на Клубном Мундиалито, попал в тройку претендентов на звание лучшего игрока мира. Как-то поздравили его в команде? И как оцените его дебют в «Локомотиве»?
— Конечно, мы его поздравили, ведь даже попадание в тройку — это огромное достижение. Он очень счастлив. Что касается его игры, то меня очень порадовало, как он влился в команду. Кажется, он очень подходит нам по стилю игры. Помимо тех двух важнейших голов — победного в полуфинале и шестого в финале — он очень здорово нам помог именно в ведении игры, в контроле мяча, все время создавал остроту. Борер — однозначно классное усиление перед турниром, и он внес огромный вклад в победу команды.
— Еще один легионер «Локо» — Бруно Шавьер — накануне турнира был лидером по количеству голов, забитых за всю историю Мундиалито. Но на этот раз он не забил ни разу, зато отдал шесть голевых передач, в том числе в игре с «Васко да Гама». Это вы поставили перед ним такую задачу — больше ассистировать, а не атаковать?
— У нас модель игры предполагает контроль мяча с вратарем, и у нас есть нападающие впереди, которые заточены на завершение атак — Фёдор Земсков и Борис Никоноров. Такой опытный мастер топ-класса, как Шавьер, играл в наш футбол, и если бы у него были моменты, я уверен, он бы их забил. Но благодаря своему видению игры он постоянно выводил на удар партнеров, и тут без разницы, кто забивает, главное, что команда побеждает. Бруно Шавьер — один из ключевых футболистов, он здорово отыграл в обороне, здорово вел игру и внес огромный вклад в победу.
— Клубный Мундиалито для вас был, пожалуй, последним трофеем, который вы не выигрывали в качестве тренера. Были ли подобные мысли перед турниром? Добавляло ли это желания непременно победить?
— Я больше думал о том, что у нас в этом году многое не получалось. Очень неоднозначный сезон получился. На Кубке России мы продуктивно поработали, прилично провели турнир, но в финале нам не хватило. Объективно не хватило. Мне хотелось это исправить и сделать шаг вперед. И у нас это получилось. «Локомотив» прибавил по сравнению с Кубком России, выглядел сильнее — и это главное. Только за счет движения вперед и можно добиться результата. Нельзя надеяться на победу в турнире просто потому, что очень хочется. А в целом, Мундиалито — классный турнир высочайшего уровня, и, конечно, приятно его выиграть.
— Организаторы уже говорят о намерении провести турнир в следующем году, в нормальном режиме, с болельщиками, как это было в 2019 и 2020 годах. «Локомотив» планирует участвовать? Можно ли сказать, что этот турнир — один из важнейших в календаре «Локомотива»?
— Да, это один из важнейших турниров. Вопрос об участии, думаю, лучше адресовать президенту клуба, но мне как тренеру, конечно, хотелось бы участвовать в этом турнире. Думаю, что и для президента это важный турнир.
— Есть ли какая-то команда, которую вы хотели бы в будущем видеть на Клубном Мундиалито?
— Я сконцентрирован на том, чтобы в турнире выступал «Локомотив». Сильный «Локомотив». А чем сильнее соперники, тем лучше. В этом году с подбором команд все было на высшем уровне. «Брага» и «Васко да Гама» заслуженно входят в тройку лучших команд мира, и по игре они это доказали. Для нас огромное достижение — обыграть оба этих клуба за один день.
Клубный Мундиалито-2021 прошел в Москве на ЦСКА Арене 26-27 октября. Турнир организован коммуникационной группой «Событие» совместно с Москомспортом.